Испанская мода — не самый громкий феномен в категории от-кутюр, тем не менее на рынке прет-а-порте и уж тем более в массовом секторе испанцы вполне преуспели. Страна, породившая Zara, сначала приучила к этой марке всю Европу, а затем наводнила ее и западную, и восточную части магазинами Mango, Stradivarius и Bershka. Эти марки недорогой одежды пристально следят за модными тенденциями, обновляя свои коллекции по несколько раз за сезон.
Очевидно, что в Мадриде как столице королевства сосредоточены все ключевые модные бренды — и дизайнерские, и массовые. В самом центре города, в районе неподалеку от площади Испании, находится своего рода дворец Zara. В большом многоэтажном универмаге продают мужскую, женскую, подростковую и детскую одежду, сумки и аксессуары, а на самом верхнем этаже — товары для дома. Разумеется, это не единственный, хотя и самый большой, магазин Zara в городе. Марка заметно обгоняет своего шведского конкурента H&M по количеству торговых точек. Другие магазины недорогой одежды в большом количестве представлены в районе проспекта Кастельяна, у ворот Алкала.
Покупать как Макарена
В знаменитой некогда песенке про Макарену упоминалось, что она девушка непростая и за покупками хочет ходить только в Corte Ingles. Под вывеской с зелеными буквами работает крупная сеть испанских супермаркетов и по совместительству универмагов, аналогичных финскому «Стокманну», знакомому россиянам не понаслышке. В Corte Ingles при желании можно купить практически все необходимое для жизни — от средств личной гигиены, духов и одежды до постельных принадлежностей, сковородок и, собственно, продуктов. Другое дело, что это получится дороже, чем в других магазинах.
Испанцы — нация прижимистая. Тем не менее даже самые экономные из них время от времени наведываются к стеклянным дверям Corte Ingles, поскольку им хорошо известно о практике магазина время от времени устраивать специальные акции, действующие в отношении различных товаров. Кроме того, каждое лето и зиму магазин устраивает распродажи, делая серьезные скидки на многие вещи.
Как-то таксист, который вез меня из аэропорта Барахас, сказал мне, что я приехала не вовремя: «Распродажи в Corte Ingles уже неделю как закончились». По его словам, он раньше сам там работал и с тех пор привык одеваться только в этом магазине. Разумеется, вещи он покупает со скидкой в 50–75% и делает это нечасто, поскольку подобные скидки встречаются в этой сети отнюдь не регулярно и далеко не на все товары.
В Мадриде универмагов Corte Ingles не один и не два, но при этом там почти всегда многолюдно. Иностранцы оценивают возможность сделать интересную заграничную покупку или пытаются найти дорогой сувенир. Что до местных жителей, то практически у каждой мадридской женщины найдется дома хотя бы один шарф, платок, сумка, купленные в Corte Ingles. У испанского мужчины это может быть тот же шарф, зонт, перчатки и т. д. Учитывая, что универмаг закрывается по мадридским меркам поздно — в 22:00, он часто остается последней возможностью купить продукты или воду. Остальные продуктовые магазины закрываются в Испании намного раньше, что в Европе считается обычным делом, а для российского туриста пока остается диковинной и серьезной проблемой.
Книги Fnac
Рядом с одним из центральных Corte Ingles расположена башня другого гиганта — книжного универмага Fnac. Это не просто магазин, но и клуб по интересам, и читальный зал, и место встреч, и центр для проведения тематических мероприятий. Во Fnac можно найти литературу любого жанра, от художественной до академической. Здесь продаются книги на любой возраст, включая самых маленьких, для которых найдутся затейливые альбомы с разворачивающимися оригами внутри. При желании можно подыскать книгу как на испанском, так и на языках других провинций королевства (каталонский, баскский, галисийский), а также на основных европейских языках.
Верхние этажи отданы под аудио- и видеодиски. Ассортимент представлен и по географическому признаку, и по тематическому, и персонализированно — по исполнителю или режиссеру. Здесь можно подобрать себе неплохую коллекцию испанской музыки или фильмов, включая совсем старые. Диски перед покупкой разрешается прослушать или просмотреть. Правда, с недавнего момента это разрешение почему-то стало избирательным, возможно, как временная мера.
Аутлеты Плезантвиля
Приученные к суровым условиям выживания, испанцы бережливы и деньгами сорить не любят, однако при этом они тщеславны, и многие стремятся покрасоваться. У мадридцев обе эти национальные черты выражены гипертрофированно, и очевидно, что здесь не могла не получить развития идея аутлетов. Стоки самых известных локальных и мировых брендов вынесены за границы Мадрида и образуют настоящие деревни.
Собственно, местные аутлеты так и называются — «деревня такая-то», например Las rozas village. Впрочем, она больше напоминает не деревню, а поселок городского типа — крошечный, но со своими улицами, зданиями, аллеями, газонами, фонтанчиками, скамейками и верандами. Только здесь никто не живет — в разной фактурности домиках расположены магазины, продающие прошлые коллекции брендов Burberry, Hugo Boss, D&G, MaxMara, Cavalli и т. д. Есть, разумеется, и марки попроще — Tommy Hilfiger, Diesel, Calvin Klein. Встречаются бутики и испанских дизайнеров.
Устав от шопинга, можно сделать небольшой перерыв — посидеть на лавочке перед фонтаном или зайти в кафе перекусить. На территории «деревни» открыт даже небольшой Starbucks. В общем до 22:00, когда закрываются магазины, здесь найдется чем себя занять.
Las rozas village выглядит как киношный Плезантвиль, где все нарядно, чистенько и аккуратненько. Для полной завершенности эффекта не хватает лишь прозрачной крыши, которая укрыла бы город от непогоды. Но крыши нет — и холодные колючие капли дождя внезапно возвращают посетителей деревни в реальность: это не Плезантвиль, это просто аутлет в нескольких километрах от Мадрида, рай для экономного шопоголика.
Добираться в Las rozas village удобно либо на собственном автомобиле, либо на автобусах, отходящих с мадридской остановки Монклоа каждые 20 минут. Автобусный маршрут занимает около 40 минут. Самый невыгодный вариант — поездка на такси, которая обойдется как минимум в 20–25 евро вне зависимости от того, из какой части города вы отправляетесь в деревню. Цена на услуги таксистов на обратную дорогу может окончательно испортить радость от посещения аутлета.
Мария ПОПОВА
Туризм и отдых №37 15.09.2008