Февраль во Флоренции никак нельзя отнести к туристическому сезону. Но именно в этом месяце вот уже больше 10 лет сюда съезжается множество людей из самых разных стран мира на ежегодные «предпремьерные показы» вин. Консорциумы Кьянти Классико (Consorzio del Vino Chianti Classico), Вино Нобиле де Монтепульчано (Consorzio del Vino Nobile del Montepulciano) и Брунелло ди Монтальчино (Consorzio del Vino Brunello di Montalcino) - объединения производителей трех основных вин Тосканы, так называемых вин, контролируемых и гарантируемых по происхождению (высшая категория в итальянской классификации - DOCG), организуют масштабные дегустации. Участие в этих мероприятиях - отличный способ познакомиться с винами, которые в самое ближайшее время, после обязательной выдержки, выйдут на рынок, а также оценить потенциальные характеристики урожая текущего года, попробовав напитки, которым предстоит еще зреть долгие месяцы, а то и годы, прежде чем они попадут на полки магазинов. Еще одна замечательная возможность - пообщаться лично с производителями и узнать их воззрения на то, каким должно быть вино, постичь их философию «из первых рук», что немаловажно, поскольку многие из предложенных вин по праву можно назвать произведениями винодельческого искусства. Ну и, конечно, нельзя отказать себе в удовольствии отведать традиционные тосканские блюда и гастрономические шедевры поваров «высокой кухни» в сопровождении превосходных вин, что также включено в программу.
В феврале в Тоскане уже ощущается дыхание весны. Зацветают деревья, появляется трава, виноградники пробуждаются от зимнего сна. В этом году не очень повезло с погодой - было прохладнее обычного и не всегда солнечно, но даже при этом молодая зелень и лазурь неба (хотя порой и сквозь облака) радовали глаз по контрасту с тоскливо-серой Москвой. Пройдет еще месяц - и тосканская природа буквально «взорвется» буйством красок и проявит свой жизнерадостный характер. Таковы и местные вина - яркие и весьма располагающие к гедонизму.
Дегустация кьянти, открывавшая серию мероприятий, проходила в выставочном центре «Станция Леопольда». Этот образец индустриальной архитектуры - бывшее здание железнодорожного вокзала - был построен в 1848 году, тогда на самой окраине города. Первая публичная железная дорога связывала Флоренцию и Ливорно. Правда, функционировала эта станция недолго: менее чем через 20 лет железнодорожные пути перевели на другой вокзал. Оформление интерьера с преобладанием черного цвета как нельзя лучше соотносится с символом Кьянти Классико - черным петухом. Он же - и на растяжке перед входом.
Путешествуя по области Кьянти Классико, можно увидеть черного петуха повсюду: на вывесках, на одежде, на аксессуарах и посуде. По легенде, некогда республики Сиены и Флоренции не могли поделить между собой окрестные земли, и было решено, что в условленный день при первом крике петуха два всадника выедут из столиц навстречу друг другу. На месте их встречи и проляжет граница. Голодный черный флорентийский петух закричал чуть свет, намного раньше белого сиенского. Так что флорентийский всадник встретил своего соперника почти у самой Сиены.
Каждая подобная дегустация - это сотня-другая вин от нескольких десятков производителей. Впечатляет уходящий вдаль ряд бутылок или бесконечный дегустационный лист. Конечно, чтобы составить представление о тенденциях урожая того или иного года, нет необходимости пробовать абсолютно все образцы... Не забудьте, что дегустаторы не глотают вино, а, подержав его во рту, погоняв от щеки к щеке языком, сплевывают в специальное ведерко. Так происходит не только когда количество дегустируемых образцов столь велико, что, если выпить каждого хотя бы по глоточку, последствия могут быть самыми плачевными. Проникая в организм, алкоголь притупляет рецепторы.
Дегустация проходит, как правило, в двух форматах. В одном зале производители сами представляют перед посетителями свои вина. Но некоторые предпочитают работать в другом зале - дегустировать сидя за столом, пользуясь услугами сомелье. Пожалуй, так можно лучше оценить достоинства предложенных алкогольных напитков. И было что оценивать. Теперь при слове кьянти на ум приходит уже не то деревенское вино из бутылки в оплетке, а фруктовое и элегантное, достойное места в винной карте хороших ресторанов кьянти классико.
Дегустации обслуживали профессиональные сомелье. Для россиянина было интересно отметить среди представителей этого относительно нового для нас дела не только большое количество женщин, но и большое количество людей отнюдь не молодых. И это неудивительно, ведь хороший сомелье должен обладать немалым опытом, а он, как известно, приходит с годами.
Тосканские вина очень гастрономичны. Традиционная пара - это вино с сыром, но не менее впечатляющее сочетание - вино с сыровяленым окороком. Только представьте: тонкий, почти прозрачный ломтик прошутто, ароматного, с необыкновенно деликатным вкусом... Тоскана славится своими мясными продуктами. А окорока здесь, как и вина, имеют статус гарантированного происхождения. Тосканский окорок чуть более соленый, чем пармский, но в сочетании с местным пресным хлебом (говорят, это последствие непомерно высоких налогов на соль в Средние века) - он великолепен!
Кто бы мог подумать, что один из самых типичных продуктов итальянской кухни - тыква. Жители Апеннинского полуострова настолько ценят ее вкусовые качества, что готовы отнести ее к деликатесам. Ее подают в ресторанах высокой кухни и на званых обедах в виде жаренных в кляре цветов - на аперитив или острого тыквенного супчика-пюре с сухариками. На гала-ужине в Кьянти Классико он (в коньячном бокале) был сервирован с тунцом и помидорами.
Один из предложенных способов оценки - слепая дегустация, когда перед вами белый лист и безымянное вино, лишь отмеченное номером. Часто результаты такой дегустации оказываются более объективными, ведь вы свободны от власти стереотипов и диктата брендов и имен. Впрочем, некоторая скудная информация у нас все же была: в бокалах - «Вино Нобиле ди Монтепульчано» 2007 года урожая. Фиолетовый оттенок - характеристика молодого вина. Вина этого года отличаются особо насыщенным цветом, концентрированным, но мягким вкусом. Чтобы узнать, как этот «младенец» будет развиваться и кем он станет, придется подождать не менее двух лет - так предписывает закон.
Перед вами - типичный особняк фамильного винодельческого хозяйства. Хотя типично это хозяйство, пожалуй, лишь по внешнему виду. Этим предприятием, расположенным в Монепульчано (в провинции Сиены) и носящим название «Вилла Св. Анны», управляют обаятельные, но властные женщины - мать, Симона Руджери Фаброни, и две ее дочери, Анна и Маргарита, а мужчины здесь явно на вторых ролях.
Этот винный погреб на первый взгляд кажется непривлекательным: его стены и потолок покрыты темно-серым налетом особой плесени. Но именно в ней кроется один из секретов прекрасного напитка, и владельцы погреба относятся к этим микроорганизмам очень уважительно. Дело в том, что благородный грибок, с одной стороны, выступает индикатором благоприятных климатических условий для выдержки вина, с другой - сам положительно влияет на его качество.
Для любителей сладенького - еще один шедевр тосканского виноделия: «вин санто», или, в переводе, «святое вино». Для его производства слегка перезревший виноград укладывают в специальные помещения, где он проводит несколько месяцев, пока не превратиться в изюм (сока в изюме немного, потому и количества этого вина весьма ограничены). После чего будущее вино помещают в специальные маленькие бочонки. Что будет происходить с ним дальше - дело каждого конкретного винодела. Но в любом случае оно проведет в этих бочках много лет. А потом эта амброзия заполнит наши бокалы янтарем и золотом. Излюбленный итальянский десерт - «вин санто» с тосканскими бисквитами - кантуччи.
В Монтальчино, на площади возле Театро дельи Аструзи, каждую весну на стене здания, датируемого XIII в., появляется очередная памятная керамическая плитка с символом нового урожая. Чем больше «звездочек» на плитке, тем лучше будут вина данного года. Их максимальное количество - пять. Создание таких плит заказывают известным дизайнерам и художникам. Среди авторов такие имена, как Роберто Кавалли, Миучча Прада, Оттавио Миссони, Питер Веллер.
Возможно, кому-то этот «шедевр», созданный рукой карикатуриста из газеты «Коррьере делла Сере» Эмилио Джаннелли, покажется кощунственным. Наверное, итальянцы относятся как к искусству, так и к вину намного проще, чем мы. Однако нелегко вообразить на стене в центре пусть даже провинциального города, скажем, изображение «Незнакомки» Крамского с бутылкой в обнимку...
В этом году памятная плитка была выполнена Роберто Джолито, представителем дизайнерского бюро «Фиата». Художник увековечил не только замечательный урожай брунелло, получивший 5 звезд, но и «народный» автомобиль - Фиат-500. Присутствующие на мероприятии в Монтальчино могли оценить качества не только вин, но и автомобилей, правда, только на месте пассажиров.
Маргарита Корешкова
Turist.rbc.ru 12.03.2008