В Паттайе много приятных мест, которые приходят на память после возвращения домой. Одно из них - вечерний рынок, который называют еще ночным, тот, что расположен в южной части города, недалеко от перекрестка улиц Сукумвит и Теп Празит, сразу за торговым комплексом «Оутлет Молл».
Так уж мы устроены, что любим поесть. И наиболее яркое впечатление, которые мы увозим с собой из новой страны - это впечатление гастрономическое. Разве нет? После первой поездки в Таиланд мы никак не могли успокоиться, когда вспоминали фруктовые развалы на рынках Паттайи перепробовали все, хотя далеко не все пришлось нам по вкусу. Но ананасы, Боже - ананасы! Царские... А манго? А то, что мы называли мандаринами (но на самом деле до сих пор не уверены, мандарины ли это)? А прочие невиданные ранее фруктовые штучки, вкус которых явно не соответствовал внешнему виду и еще меньше - внутреннему содержанию?
Если вы человек той же породы, что и мы, если вам не чужды простые удовольствия, если вы не эстет, не сноб и не пижон, то на ночной рынок нужно съездить обязательно. Уверяю - ничего подобного раньше вы не видели и уж тем более не пробовали.
Добраться до этого места из центра или Джомтьена не так просто, пешком не дошлепаешь. Ориентир - именно вот этот южный «Оутлет». Кстати, это еще один повод посетить здешний квартал. «Оутлет Молл» - здоровенный комплекс магазинов спортивной одежды и обуви (которую я называю «полуспортивной», поскольку речь идет не о дорогущих чемпионских кроссовках, а о демократичных вещицах известных производителей, которые мы так любим носить на отдыхе и дома). Народу много - все едут сюда на распродажи, которые проводятся, наверное, каждый божий день. Несколько раз приезжали сюда и попадали на распродажи. А это соблазнительные скидки, охапка нового тряпья и тревога по поводу багажа - удастся ли все это богатство распихать по чемоданам...
Так вот, ночной рынок находится сразу за торговым комплексом, если смотреть от Сукумвита по направлению к морю. Рынок, стало быть, будет по левую руку. Ориентировка подробна по той причине, что с виду этот рынок не оставляет ощущения чего-то сверхъестественного. Праздничное настроение возникает, когда пройдешься по торговым рядам, где выложены тайские яства... Да, конечно, здесь торгуют не только едой, но едой - прежде всего. Это - тайская обжорка, место, где легко потерять голову и расстаться с мечтой о стройной фигуре. Место, где взрослый степенный мужчина превращается в пацана-сладкоежку, глядя на восхитительные фреши и фруктовое мороженое... Не надо смотреть - пробуйте! Пробуйте все, на что только падает взгляд. Когда вы еще попадете в эти славные края? Когда еще в вашей жизни случится этот «праздник живота»? И не жалейте денег, деньги - это пережиток капитализма. И стоит вся эта снедь сущие копейки...
В расположении товара есть своя система. Ряды сластей (терпеть не могу слово «сладости») переходят в ряды выпечки. Фрукты соседствуют с фрешами - фруктовыми натуральными соками на льду, которые выжимаются и смешиваются на ваших глазах. Потом идут морепродукты. Потом мясные ряды. Потом - куриные. Впрочем, все одновременно и упорядоченно, и вперемешку. Захотели креветок - тут же и рыба, и фрукты, и пиво, и соки.
Захотели сладенького, а рядом подогревается таинственный тайский супчик (таинственный, потому что точно никогда не угадаешь, из чего он сварен - ингредиентов огромное количество, и все незнакомые).
Этот рынок можно исследовать постепенно, осматривая ряд за рядом. А можно поддаться интуиции и идти, что называется, на запах. Все равно выйдешь не туда, куда планировал. И сладкий ряд может внезапно завершиться лотками с жареными насекомыми (фу-у-у...). Или рыбой, зажаренной в соли (чудо!). Или вот такенными креветками - каждая размером с торпеду.
Кстати, креветки здесь не только отваривают, но и зажаривают на гриле. И делают это умеючи, избегая противного запаха паленого хитина. На гриле также жарится и рыба. А еще ее готовят на диковинном сооружении, распиная тушку на палочках. Рыба при этом вращается над жаровней, шкворча и издавая божественный запах...
Если пирожок (есть тут и такое), сладкие блинчики (и это тоже), мороженое (без грамма молока!) можно съесть на ходу, расталкивая испачканными в сиропе локтями алчущих фарангов, которые сбегаются сюда сотнями, то рыбу, мясо, курочку, креветки - все это нужно пробовать за столом.
Столы стоят сразу за прилавками. Крытые простецкой клеенкой, не шибко цивильные на вид, утвердившиеся на земляном полу, столы вмещают человек по десять-двенадцать изголодавшихся посетителей рынка за раз. И не факт, что вашим соседом по столу окажется фаранг - рядом может поужинать и милая тайская девица, и папаша с сыном, и целая тайская семья, не говоря уже о туристах со всего света. А сидеть придется на деревянной лавке, то есть без особых удобств.
Так вот, заказываем - указывая пальцем на полуфабрикаты, мол, мне вот это, это и это. И растопыривая пальцы, даем понять - «ту бир... каждому». И продавец, абсолютно деревенский дедушка, переспрашивает по-русски - «какое пиво?» А-бал-деть... Извините, вырвалось...
Да, они уже давно говорят по-русски. Не очень хорошо, но все же намного лучше, чем мы - по-английски (я имею в виду только себя, нашу небольшую команду путешественников). И это еще больше располагает.
Потом на столе, который мы только что заняли, появляется пиво и огромная тарелка дымящихся креветок. Не стоит забывать - воды, чтобы помыть руки, здесь нет. Антисанитария ужасная. А нам - по барабану... Не было еще случая, чтобы на этом рынке кто-то отравился. Все же готовится за минуту до употребления, все наисвежайшее, с пылу, с жару.
Одолев креветки и выпив все пиво, обнаруживаем перед собой блюдо с рыбой. Мама дорогая... Мамочка... Ну, тогда еще пива, отец. Какого? Да какого принесешь, оно у вас все классное.
И пир продолжается. И мы успеваем сделать несколько фотографий - «мы уже сытые», «мы уже объевшиеся», «мы все еще едим». И спустя полгода, дома, принюхиваемся к фотоаппарату «Кэнон», который до сих пор испускает тонкий аромат морепродуктов, зелени и чего-то еще, что вылетело из памяти...
С этого ночного рынка трудно уйти. Есть уже, конечно, не можешь - некуда. Но можешь рассматривать, успокаивая себя мыслью, что всего перепробовать невозможно. Хотя хотелось именно этого...
Николай Надеждин
Turist.rbc.ru 25.11.2010