Первое, что бросается в глаза в Малаге после черно-белой весенней России – это пальмы. Они кругом. Ярко-зеленые и подернутые коричневыми прожилками, кряжистые и стройные, широко раскинувшие листья и предпочитающие держать их поближе к стволам.
Цветовая гамма на улицах очень спокойная: голубое, синее, красное, зеленое, желтое, но тона приглушены. А приветливое солнце и лазурное небо выполняют роль соусов, даря окружающему пространству особый южный привкус.
Малага – город, в котором исторический центр, к сожалению, занимает довольно небольшую площадь. Здесь предпочитают построить дом из стекла и бетона на месте какого-нибудь уютного домика. Но старый город тем не менее существует. Выйдите в коридор своей квартиры. Тесновато? А в Малаге ваши рутинные три шага от двери до окна гордо именуются красивым словом сalleja (переулок), или даже гордым сalle (улица)! Теперь мысленно разместите у себя в коридоре парочку уличных кафе, гудящую шмелем толпу и прицепите к этому еще десяток таких же коридоров в хаотическом порядке – и ваш исторический центр Малаги готов. Потеряться в этом лабиринте – пара пустяков. Когда пытаешься узнать у местных, показывая им карту, где именно ты находишься, чтобы сориентироваться, прохожий радостно будет тыкать сначала в один угол, здесь, мол. Потом менее радостно – в другой. А через минут пять размышлений – в совершенно третий. Порой улицы бывают настолько узки, что, поглядев наверх, можно заметить: расстояние между балконами соседних домов меньше полуметра. Представляешь себе, как было бы здорово жить в таком месте, чтобы школьный друг жил напротив. И тогда можно без конца ходить друг к другу в гости, сделав всего лишь шаг! Но, несмотря на то, что на таких улочках и двум пешеходам практически невозможно разойтись, здесь обязательно выстроится пестрый рядок скутеров, традиционно без охраны. А от обилия цветов на балкончиках в атмосферу выбрасывается такое количество запахов, что начинается кружиться голова. Аллергикам лучше быть готовым заранее.
Именно по этим улочкам и проходит ежегодное шествие католических братств. Так Испания готовится к Пасхе. В каждом городе свои братства, посвященные новозаветному событию. В Малаге их около сорока, и у каждого своя церковь.
В шествии принимают участие обычные, но тщательно отобранные жители города. Возглавляют процессию участники, несущие штандарты Братства, за ними две колонны кающихся грешников с огромными свечами в руках и в колпаках с прорезями для глаз. Лица их скрыты – таков закон. Шествие продолжает главная реликвия каждого братства – Трон. Это огромный постамент, украшенный цветами, роскошным золотом, фигурками ангелов и апостолов. Венчает Трон символ братства, выполненный в натуральную величину. С непривычки можно иногда принять фигуры на троне за живых людей, настолько точна работа. Трон весит 500-700 килограммов, а несут его на своих плечах до 300 человек. За честь быть в числе носильщиков они платят.
Когда процессия поворачивает в каком-нибудь узеньком переулке, важен каждый сантиметр. Трон медленно плывет над толпой, управляемый слаженной командой носильщиков. Замыкает процессию марширующий оркестр: медные, ударные. У братства, несущего трон, изображающий избиение Иисуса, музыка тягучая, полная горя, с резкими ударами больших барабанов, дробью и медными вскриками боли.
Братства идут друг за другом, четко соблюдая график - иначе на улицах начнется страшная путаница. Бывают чудесные моменты, когда по одной улице идет одна процессия, а тут же, на параллельной, через ряды зрительских стульчиков, - гордо вышагивает другая. Они не перекрывают друг друга, но создают странный и немного инопланетный узор, поскольку у каждого братства своя форма. Цвета: зеленый, красный, черный, белый, синий, лиловый – во всех комбинациях. Часто кающиеся грешники проходят весь путь босиком. А учитывая, что они кружат по улицам по 8-9 часов, это не такое уж и плевое дело. Те, кто в обуви, подкладывают под пятки камушек. Многие идут молча или с завязанными глазами.
Первое братство стартует от ворот своей церкви около четырех часов дня. И до пяти утра город окатывает глухое эхо барабанов, придавая происходящему мистический оттенок. В эти дни без преувеличения весь город высыпает на улицу, во второй половине недели закрываются все магазины, даже торговые центры. Вдоль главной улицы центра выстраиваются рядами стульчики для зрителей. К вечеру все стульчики заняты пестрой шумной толпой. Испанцы сидят, стоят, лежат на тротуаре, приносят с собой одеяла, термосы, в огромных количествах грызут семечки, жуют бутерброды, общаются, постоянно мигрируют с места на место, свободно передвигаясь сквозь процессии… Так они тоже участвуют в шествии.
Порой заботливая мамаша узнает свое чадо по глазам в прорезях, бежит к нему, сует бутерброд, бутылку с водой. В такой доброжелательной атмосфере, наблюдая шествие людей, больше похожих на инопланетян, совершенно теряешь ощущение времени и места. Здесь и горе, и радость, и сопереживание Христу, и гнев на род людской, и, конечно, желание весело, но не легкомысленно провести время с друзьями и родными. А когда видишь плачущего на улице от шквала чувств подростка с пирсингом и разноцветным ирокезом, внутри поднимается волна тепла. Ты побывал здесь, ты видел это, ты был частью Святой недели.
Наталья Думко
За рубежом 18-05-2010