Еще не так давно поездка на Сицилию занимала первые строки рейтинга экзотических туристических маршрутов по Европе. И не только в силу ее островного положения, отпугивающей мафиозной славы и угрожающей вулканической деятельности Этны. Просто тогда остров еще не охватила в полной мере традиционная налаженность индустрии туризма, какой ее привыкли видеть на Адриатике, в Лигурии или на побережье в районах Анконы или Римини.
МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ
Сицилия — самый большой, с населением свыше 5 млн. человек остров в Средиземном море, который древние греки называли «Тринакриа», что в переводе означает «три мыса». Он находится практически на одинаковом расстоянии от Гибралтарского пролива и Суэцкого канала. Одна вершина этого равнобедренного треугольника указывает на Африку, кратчайшее расстояние до которой 135 км, а вторая отделена от носка «итальянского сапога» проливом с шириной от 3 до 16 км. С материка в Мессину можно переправиться на пароме примерно за 20 минут. Эта переправа в древности пользовалась дурной славой, ибо именно здесь во времена Одиссея путешественникам приходилось выбирать между Сциллой и Харибдой. Современный же комфорт парома заставляет не только забыть о мифологических опасностях, но и просто пожалеть, что время прошло так быстро. Впрочем, восточная Сицилия абсолютно не диссонирует с материковой, поскольку является продолжением Калабрийских Апеннин, увлекающих путешественника изрезанной линией берега и приподнятыми на головокружительную высоту аркадами мостов. Именно в этой части Сицилии находится горный массив Этна с самым высоким в Европе вулканом, взметнувшимся на высоту более 3 тыс. метров и извергающим лаву прямо в море. При движении вдоль нависающего над морем карниза на северо-запад горные хребты перестают быть похожими на ощетинившихся динозавров и уже в Палермо встречают роскошной зеленой чашей, окаймляющей великолепную бухту, весьма напоминающую Ялту или Монако. Наконец, к югу почти тысячекилометровая береговая линия острова и вовсе утрачивает скальный оскал, радуя любителей моря удивительными по красоте и чистоте песчаными пляжами.
СОЛНЕЧНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Со временем правильно расчерченные полоски пляжей, щеголяющие парадом разноцветных зонтов, «застолбленный» на весь день шезлонг и взбаламученная сотнями тел вода перестали вдохновлять публику. Стали цениться приволье, близость к природе и незамутненная легионами одновременно купающихся чистота моря. Все это есть на Сицилии, особенно в районах, удаленных от больших городов. А еще есть потрясающие, не изуродованные волнорезами песчаные пляжи, неправдоподобная синь неба, расчесанные на косой пробор виноградные, оливковые и цитрусовые плантации. Весь остров — сплошной сад, что не удивительно при рекордном числе солнечных дней в году и прекрасных почвах. Так что 65% итальянских цитрусовых выращивают именно здесь. Но более всего поражают могучие, как баобабы, фикусы, в густой листве которых уже с сентября начинаются шумные рыночные дебаты перелетных птиц. Ведь Сицилия — их спасение и место передышки по пути в Африку.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЗАПАДА И ВОСТОКА
Однако не только миграционные потоки птиц захлестывали Сицилию. Остров за более чем пятитысячелетнее существование на его землях цивилизации поистине можно считать плацдармом исторических пересечений различных народов. Не говоря уже о самых древних поселенцах, с VII в. до н.э. здесь обосновались греки, от которых на острове осталось архитектурных памятников едва ли не больше, чем в самой Греции. Греков покорили римляне, но не только не уничтожили созданное, но и построили огромные амфитеатры, великолепные храмы и роскошные виллы. И хотя пришедшие на остров вандалы и последовавшие за ними остготы разрушили целостный античный мир, но его дух все-таки был реанимирован следующими завоевателями — византийцами. В IX веке Сицилия становится «землей ислама». Мусульманское присутствие здесь продолжается долгих 250 лет, сменяясь еще на три с половиной века господством норманнов, насадивших на этих землях католичество и тем самым подключивших Сицилию к европейской культуре. В дальнейшим островом владели короли Анжуйской и Арагонской династий. С 1713 года Сицилия переходит к Виктору Савойскому, затем становится собственностью австрийцев, которые вскоре ее теряют, уступив Бурбонской династии на целых 125 лет. И только благодаря походу Джузеппе Гарибальди, именно отсюда начавшему победоносный марш за объединение всей страны, Сицилия в 1860 году присоединяется к Итальянскому королевству. В 1946 году, по окончании Второй мировой войны, остров становится автономной областью в составе новой Итальянской республики. И снова — с перерывом почти в 800 лет — обретает свой Парламент.
СИЦИЛИЙСКИЙ МИКС
Столь бурная история Сицилии не могла не привести к довольно причудливому смешению элементов различных культур, проявляющемуся буквально во всем — в кухне, языке, архитектуре. Более того, генетика сицилийцев «зафиксировала» гремучую смесь из европейских, азиатских и африканских кровей. Так что жители Сицилии — это не совсем итальянцы, а особый народ, сочетающий в себе в самые разнообразные черты обитателей Средиземноморья, но неизменно удивительно приветливый. Гуляя по сицилийским городам, постоянно ловишь себя на вычленении то арабского, то норманнского, то испанского, то французского влияния.
Особенностью Сицилии является и то, что завоевания не столько ее разоряли, сколько обогащали, превратив в удивительный музей под открытым небом. Это чувствуется прежде всего в архитектуре. «Долина храмов» в Агридженто и амфитеатр в Сиракузах могут сразить любого любителя античности. Но весьма впечатляет и микс типа «норманно-арабского» стиля, которым так славятся Палермо и Монреале. Что касается барокко, то и здесь возможен выбор между его испанской и французской разновидностями. А если вам захочется углубиться в удивительный мир смешения культур Запада и Востока, то кулинарные впечатления должным образом завершат образ Сицилии как одного из центров общечеловеческой цивилизации. Вот где типичные мотивы итальянской кухни дополняются чисто сицилийскими нотками, которые создают особую доминанту вкусовых ощущений. Только здесь мясо и паста утопают в изысканных французских соусах, способы приготовления грибов и мидий выдают испанское влияние, а кофе и вино подвластны типично восточным акцентам. Особенно хороши пирожные, а засахаренные фрукты являются отличительным брендом местной кухни, равно как и ликеры, десертные вина и самые сладкие в Италии лимоны. Так что dolce vita прописана на Сицилии.
Екатерина Лавриненко-Омецинская
«Украинская Туристическая Газета» №27 Декабрь 2006