Сейчас уже никого не удивишь заграничным шопингом, и только упорные патриоты продолжают говорить что-то про "те же бренды в наших бутиках" и "зачем куда-то ездить, если все здесь можно купить". И бесполезно объяснять этим людям, насколько сильно они ошибаются, ведь это занятие нельзя делить даже по принципу "у нас" и "у них", потому что в самой Европе шопинг бывает разным.
Например, любимым городом любого шопоголика является Милан. Если, скажем, в Финляндии запросто можно накупить качественных недорогих вещей, то в Милане они, вдобавок ко всему, будут еще и узнаваемых брендов, что немаловажно для большинства из нас. Причем эти же самые бренды будут гораздо дешевле, чем у нас или в той же Финляндии. Скромных экономических познаний про стоимость перевозок и зависимость цены от места производства хватит, чтобы понять почему.
По той же самой причине в миланских и прочих итальянских бутиках и магазинах гораздо шире ассортимент: московские байеры закупают далеко не все новинки, которые будут выставлены на продажу по всей Италии. Впрочем, существует еще одно принципиальное различие, которое делает итальянское милее нашим сердцам. Слово "распродажа" уже давно стало культовым для всех. И если в наших магазинах часто создается видимость сниженных цен, то итальянцы в безумной сейловой гонке делают покупателям скидки по-настоящему.
Но не стоит отчаиваться тем, кто смог вырваться на просторы торговых улиц уже после распродажной феерии. Лично меня Милан приятно удивил тем, что многие магазины даже без громких заявлений на витрине о "-%" выделяют небольшой уголок под нераспроданную одежду. Конечно, выбор размеров крайне ограничен, зато брюки Terranova за 5 евро - это реальность. Иногда получалось так, что безымянные сувениры стоили на порядок дороже, чем вещи известных марок.
Последнее открытие было сделано мной и моими подругами независимо друг от друга. После него миланский шопинг окончательно и безоговорочно сделался "номером один" в моем личном рейтинге.
Я безуспешно искала мужской шарф и только в одном из мультибрендовых магазинов его нашла. Качество и внешний вид были вполне подходящими, а вот цена - не очень. Непроизвольно я вздохнула от несправедливости этой жизни, и… продавец подошел ко мне с предложением снизить цену, несмотря на то, что вещь была из новой коллекции.
Время работы магазинов в Милане
Как правило, магазины открыты с 9:00 до 13:00 и с 15:30 до 19:30 (с 16:00 до 20:00 летом). В центре города некоторые магазины работают с 10:30 до 19:30. В воскресенье большинство магазинов закрыты (кроме воскресенья перед Рождеством). В августе жизнь в городе фактически замирает. Большинство магазинов закрывается как минимум на две недели до или после 15 августа, когда отмечается государственный праздник Ferragosto.
Особенности оплаты
Большинство магазинов принимают оплату посредством кредитных карт крупных систем, эмблемы этих систем помещены на витринах. Некоторые магазины допускают расчеты в иностранной валюте, хотя и не по самому выгодному для покупателя курсу. Если вы платите наличными, то можете спросить о скидке, хотя в большинстве магазинов фиксированные цены.
Налоги (НДС)
Налог на добавленную стоимость (по-итальянски IVA) составляет от 12% на одежду до 35% на особо ценные товары, такие, как ювелирные изделия и меха. Цены на товары, как правило, уже включают налог.
Для покупателей, приехавших в Рим не из стран Европейского союза, допускается возмещение суммы IVA в индивидуальном порядке, если стоимость покупки превышает 160 евро, но это сопровождается утомительной бюрократической процедурой. Проще всего в этом случае совершать покупки в магазине с вывеской "Euro Free Tax" - (налог не взимается). Покупая товар, предъявите паспорт и заполните бланк. Магазин вычтет сумму IVA из стоимости товара, выдаст вам копию заполненной формы и отошлет свою копию в Милан в Организацию свободной от налога торговли, которая и займется бумажной волокитой.
Если вы пожелаете сделать покупку в магазине, не входящем в систему "Euro Free Tax", то вы должны при выезде из страны получить штамп итальянской таможни на магазинной квитанции продавшего товар магазина, показав таможенникам покупку. Затем отошлите квитанцию со штампом в магазин, который должен будет выслать вам компенсацию, сообщаетSoloitalia.ru.
Потом знакомые шутили, что стоило вдобавок расплакаться, и тогда вещь была бы отдана мне даром. В свою очередь, подруги покупали кожаную куртку и совершенно случайно зашли в магазин, где консультантом работала русская девушка. Общая историческая родина без особых проблем позволила вдвое снизить цену. Такое я видела только на турецком базаре, когда продавец с покупателем яростно торговались за поддельный Levi`s.
Рассуждая об искусстве шопинга за вечерним капучино, мы пришли к выводу, что вряд ли в ближайшем будущем московские моллы и магазины дойдут до такого уровня прогресса, не говоря уже о том, что миланские консультанты по степени доброжелательности и ненавязчивости впереди планеты всей.
Анна Земскова
Женский журнал Суперстиль • 05.12.2005