Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    О России    Статьи    Новости    Города   

    Памятник тысячелетию Руси

    Чтобы увидеть скульптурную летопись государства за тысячу лет, нужно ехать в Новгород В последнее время количество туристов, побывавших, например, в Праге, Париже или Хургаде, существенно превышает долю экскурсантов, отдающих предпочтение маршрутам, связанным с отечественной историей. А между тем даже поездка в не такое уж дальнее и, к счастью, безвизовое зарубежье -- российскую глубинку -- позволяет по-новому свежо ощутить собственную культуру.


    НОВГОРОДСКИЕ ИСТОКИ ПУТИ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ


    ПАМЯТНИК ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РУСИ

    Стоит вспомнить, что город был заложен в 859 году у истока реки Волхов вождями славянских и угро-финских племен, которые жили на обширных территориях, объединенных водной системой Ильмень-озера. Помочь в создании государственных структур, а также для исполнения судебных и правоохранительных функций местные жители через три года пригласили скандинавского князя Рюрика с дружиной. Князь сразу предпринял энергичные шаги по налаживанию торговли с Византией по такой мощной водной артерии, как Днепр, и обеспечению безопасности продвижения судов на всей протяженности пути. В 882 году в Киев прибыл малолетний сын Рюрика Игорь с опекавшим его князем Олегом, находившимся у власти ровно 30 лет. В 907 году он совершил военный поход на Византию, заключив с ней в 911 году торговое соглашение. С этого момента будущее Киева как одного из крупнейших городов Восточной Европы, объединившего Северную и Южную Русь, было определено. А Новгород стал важным звеном на стратегическом торговом пути.


    СКУЛЬПТУРНАЯ ЛЕТОПИСЬ РОССИИ


    Когда накануне тысячелетнего юбилея русской государственности возникла идея установки памятника, его решено было поставить в Новгороде, где сохранился не разоренный татарами исторический центр с Кремлем и знаменитой Софией, построенной по киевскому образцу. Был объявлен открытый конкурс на проект памятника, в нем могли участвовать не только маститые академики, но и все желающие.

    Победить удалось Михаилу Микешину, для которого это был дебют в монументалистике, хотя в дальнейшем он прославился как автор памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве.

    Надо сразу сказать, что это была коллективная работа шести скульпторов. Иначе и быть не могло, ибо одному человеку невозможно в короткий срок создать грандиозные композиции, насчитывающие 129 фигур.

    Фактически мемориал представляет собой скульптурную летопись государства за тысячу лет. Всего по первоначальному замыслу должны были прославляться только правители и связанные с ними события. Но воспитанный поэтом Жуковским император Александр II предложил вторым рядом пустить не битвы, а выдающихся деятелей России. Таким образом, шесть эпох русской истории -- основание государства, принятие христианства, победа на Куликовом поле, централизация государства, начало царской династии Романовых и петровские преобразования, а также последующие два века русской культуры -- были персонифицированы в образах государственных деятелей, начиная от Рюрика. Такая условная периодизация русской истории отражала исторические представления XIX века. Список изображенных лиц утверждал царь, а он отнюдь не потворствовал либеральным наклонностям создателей памятника. Поэтому ждать абсолютной идентичности его выбора нашим современным представлениям не приходится. И все же мемориал давно уже стал экспонатом музея под открытым небом, каким, бесспорно, является Новгородский кремль. И поэтому к нему скорее стоит относиться как к объекту исследования, а не как к предмету политических дискуссий.


    КТО ВОЗНЕСЕН НА ПЬЕДЕСТАЛ


    ПАМЯТНИК ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ РУСИ

    К чести создателей монумента, они не страдали гигантоманией -- его высота всего около 15 м, а диаметр гранитного пьедестала -- 9 м. Но при этом длина горельефного фриза достигает 27 метров. Композиционно памятник делится на три большие части, вокруг которых группируются фигуры исторических деятелей. Верхушка по условию заказа символизирует православную веру как одну из основ русского самодержавия. Усиливает патриотический смысл композиции фигура женщины в русском национальном костюме, олицетворяющая Россию, которую благословляет ангел. Средняя часть памятника состоит из шара-державы и расположенных у его подножия шести больших скульптурных групп из 17 фигур, обозначающих важнейшие этапы русской истории. Каждая композиция символически ориентирована в определенном направлении. Так, князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к стольному Киеву, Иван III -- на восток, к Москве, взгляд Петра I устремлен к Санкт-Петербургу. Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне, откуда были нашествия монголо-татар. Минин и Пожарский как бы противостоят западной угрозе Руси. Рюрик изображен в доспехах древнерусского воина. Рядом представлена группа из четырех фигур, олицетворяющая принятие христианства на Руси. В центре ее -- князь Владимир Святославович, рядом -- крестьянин, разбивающий языческого идола, и женщина, подносящая князю ребенка для крещения.

    Еще одна группа, в центре которой изображен Дмитрии Донской, попирающий ногой поверженного татарского воина, посвящена Куликовской битве. На восточной стороне помещена композиция из пяти фигур, символизирующих этапные события создания единого русского централизованного государства. Здесь Иван III в шапке Мономаха со скипетром и державой в руках, а также царь Михаил Федорович в окружении Минина и Пожарского, спасших Россию от польской экспансии. Композицию вокруг державы замыкает помещенное на парадной северной стороне изображение Петра I, который выделяется на фоне больших распростертых крыльев гения Славы, указующего новый путь России.

    Особый интерес представляет нижний фриз, где персонифицированы достижения российской культуры и просвещения. В рамках небольшой статьи перечесть все невозможно. Ведь только раздел «Просветители» насчитывает 31 фигуру. Любопытно, что в него вошел основатель школ и типографии на Украине князь Острожский, изображенный возле печатного станка. В группе «Писатели и художники» также есть украинцы -- Гоголь и Бортнянский.

    Вряд ли стоит идеализировать этот памятник не только по идеологическим соображениям, но и по художественным. Он перегружен фигурами, несколько приземист. Шедевром его не назовешь. Но в нем есть серьезность и основательность подхода к теме, стремление к этапному осмыслению исторических процессов. А ведь именно этого нам порой не хватает в быстротекущих и суетливых реалиях современной жизни, которая во многом смогла осуществиться благодаря этим людям, вознесенным на пьедестал благодарными потомками.


    Екатерина ЛАВРИНЕНКО-ОМЕЦИНСКАЯ
    Фото автора
    «Украинская Туристическая Газета» №11(38) 6.11.07-3.12.07





    Последние новости по теме: Достопримечательности
    2018-11-07. В Египте после реставрации открыли для туристов пирамиду Хефрена
    После двух месяцев реставрационных работ открылась для туристов вторая из трех знаменитых пирамид Египта в Гизе – пирамида Хефрена. По информации египетского министерства древностей говорится, пирамида готова принять туристов.

    2018-10-07. В Севильском Алькасаре открыли новый зал
    Алькасар в Севилье открыл для посетителей новый зал – сводчатый полуподвал, над которым был возведён дворец короля Педро I.

    2018-09-10. В Турции повышаются цены на достопримечательности
    Экскурсии по Стамбулу или, например, Анталии теперь стану дороже: начиная с 1 октября Министерство культуры и туризма Турции повысило стоимость входных билетов в 55 музеев страны на 20-50%.






    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru