Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    О России    Статьи    Новости    Города   

    Новое метро: путеводитель по московской подземке

    Когда говорят, что московское метро – самое красивое в мире, то имеют в виду станции, построенные в советские годы: витражную «Новослободскую» или мозаичную «Комсомольскую». Но и среди новых станций столичной подземки, которая отмечает свое 75-летие, есть весьма достойные внимания.


    «Римская», Люблинско-Дмитровская линия


    Достопримечательность «Римской» – фонтан, точнее, стекающие по стене струи воды


    «Римская» знаменита тем, что это единственная станция столичной подземки, где есть фонтан. Станция названа, как можно догадаться, в честь итальянской столицы (в Риме, кстати, «Московской» станции нет). А композиция фонтана, выполненная скульптором Л. Берлиным и итальянскими художниками, изображает восседающих на поломанных колоннах мраморных младенцев Ромула и Рема, основателей Вечного города. Из других «римских» украшений – медальоны со святой девой Марией, а также со священной волчицей, вскормившей легендарных братьев. Еще одна особенность станции в том, что в вестибюле нет ни одного указателя, дабы не портить перспективу. А зря. Портить тут, право, нечего, а указатели пассажирам точно бы не помешали.


    «Маяковская», Замоскворецкая линия


    Купол нового вестибюля «Маяковской» пересекают знакомые с детства строки из стихов Владимира Владимировича


    Это станция весьма заслуженная. В год своего открытия, в 1938-м, она заработала Гран-при на всемирной выставке в Нью-Йорке, в 80-х годах получила статус памятника архитектуры, а в 2001 году ее включили в список памятников истории и культуры местного значения. Проектировал «Маяковскую» знаменитый архитектор Алексей Душкин, автор «Кропоткинской», «Автозаводской», «Новослободской», а эскизы для мозаики в нишах создал Александр Дейнека. Однако «Маяковскую» в какой-то степени можно считать и новой: в 2005 году на станции были открыты северный вестибюль и выход, встроенный в офисное здание. Свод нового зала украшен мозаиками работы Ивана Лубенникова (он оформлял Театр на Таганке и музей Маяковского на Лубянке). И тема их, как и у Дейнеки, – небо. Только в мозаиках, сделанных семь десятков лет назад, показано небо «советское»: с пролетающими аэропланами и красными звездами над Кремлем, а у Лубенникова главное – небеса сами по себе, с солнцем, луной и звездами. Еще одна «изюминка» нового вестибюля – возможность вспомнить строки из стихов Владимира Маяковского.


    «Трубная», Люблинско-Дмитровская линия


    На «Трубной» приятные лавочки и фонари, отчего вестибюль напоминает нешумный московский бульварчик


    «Трубную», известный столичный долгострой, начали возводить в 1990 году, но работы завершились только через 17 лет. А ведь планы по ее строительству были у московских властей еще до начала закладки метрополитена, в 1931-м. В этих планах станция на Трубной площади появлялась то на «зеленой», то на «серой», то на «оранжевой» ветке подземки, а открылась она в итоге на одной из самых молодых линий, «салатовой». «Трубная» очень спокойная, обычно малолюдная, несколько эклектичная, но оттого не менее симпатичная. Темой ее декора выбраны «старая Москва» и города Золотого кольца: именно им посвящены витражи и декоративные панно, выполненные не кем-нибудь, а главным столичным скульптором Зурабом Церетели. Это идеальное место для того, чтобы встречаться «в центре в метро»: тихо, уютно, поезда ходят нечасто и никто не толкается.


    «Сретенский бульвар», Люблинско-Дмитровская линия


    Разглядывая панно, по «Сретенскому бульвару» можно ходить, как по выставке


    Строительство «Сретенского бульвара», как и «Трубной», тоже шло 17 лет, с 1990-го. На сегодня это еще и единственная станция столичной подземки, откуда невозможно выйти в город. Чтобы выбраться на поверхность, пассажирам приходится переходить на «Тургеневскую» или «Чистые пруды». Тем не менее на «Сретенском бульваре» побывать определенно стоит: это одна из самых красивых новых станций. Отделанная сталью, необычная и лаконичная, она украшена 24 панно художника Ивана Лубенникова. Темы панно – московская жизнь: силуэты спешащих горожан, виды Бульварного кольца, памятники Пушкину, Гоголю, Тимирязеву.


    «Славянский бульвар», Арбатско-Покровская линия


    Несмотря на название, атмосфера на «Славянском бульваре» скорее парижская, чем московская


    Открытый в 2008-м «Славянский» – еще одна «бульварная» станция столичной подземки. Декор выполнен в стиле ар-нуво, в каком оформлено метро столицы Франции. Правда, художник станции, уже упоминавшийся Иван Лубенников, специально подчеркивает, что это не копия парижского метро, а лишь метафора, «фантазии на тему». Станция украшена коваными витыми зеленоватыми, будто от времени, решетками, похожими лавочками и витыми же – «достаточно свободомысленными», по словам художника – фонарями. В итоге на «Славянском» осталось довольно-таки мало славянского.


    «Мякинино», Арбатско-Покровская линия


    «Мякинино» – первая станция московского метро, находящаяся не в столице, а в области


    Сделанная в конструктивистском духе, серо-белая «Мякинино» – станция, может быть, не самая нарядная, но, безусловно, примечательная. Она была построена не на городские деньги, а исключительно на средства частного инвестора. Московский метрополитен отвечал тут за прокладку туннелей и путей, а в создание самой станции вложил 20 млн долларов Арас Агаларов, владелец «Крокус Групп»: «Мякинино» расположена рядом с «Крокус-Сити». Незадолго до открытия станции в декабре 2009 года вокруг события поднялся шум: некоторые СМИ сообщили, что «Мякинино» будет называться иначе, «Казахстанской». Но переименования не произошло, станция носит имя Мякининской поймы у города Красногорска.


    «Выставочная», Филевская линия


    «Выставочная» больше напоминает зал ожидания аэропорта, чем обычную станцию подземки


    Станция «Выставочная», открытая в 2005 году под именем «Деловой центр», свое новое название получила в 2008-м. Переименование выглядело вполне оправданно: во-первых, рядом – крупнейший в России выставочный комплекс «Экспоцентр», а во-вторых, в вестибюле станции организован настоящий выставочный зал. Единственная в московском метро «галерея» расположена на «втором этаже» станции. Сейчас там, например, проходит фотовыставка «Париж–Москва». Экспозиция составлена из снимков, иллюстрирующих историю подземки французской столицы и приурочена к 75-летию московского и 110-летию парижского метрополитена, отмечаемых в этом году.


    «Достоевская», Люблинско-Дмитровская линия


    Концепция оформления «Достоевской» была разработана и утверждена еще в 80-х, и в те годы ни у кого не вызывала сомнений


    Новая станция, расположенная в районе улицы Достоевской, когда-то звавшейся Божедомкой, где и родился Федор Михайлович, должна была быть открыта 15 мая 2010-го, потом открытие перенесли на 29 мая, но и тогда оно не состоялось. Есть мнение, что все задерживается из-за «художеств»: стены станции украшают мозаики по мотивам произведений «Идиот», «Бесы», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Книги Достоевского не то что бы проникнуты оптимизмом, и сюжеты – соответствующие: на одной из мозаик, например, Раскольников, стоя рядом с убиенной процентщицей Аленой Ивановной, замахивается топором на ее сестру. Блогеры уже окрестили станцию «раем для самоубийц», но художник Иван Николаев, известный оформлением «Отрадного» и «Боровицкой», с такими заявлениями категорически не согласен и утверждает, что «мрачности в станции нет». Ходят слухи, будто панно могут демонтировать – художник называет это «преступлением и невежеством». Будем надеяться, мозаики останутся в сохранности, и станцию все же вскоре откроют.


    Наталья Пыхова
    Афиша развлечений: новинки кино, концерты, театры, спектакли, выставки, ночные клубы, дискотеки, спорт бары, кафе и рестораны Москвы | Vashdosug.ru N23 (16-27 июня 2010 года)

    Другие статьи из рубрики Москва







    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru