Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    О Ливане    Статьи    Новости   

    Баальбек. Чудо трех камней

    Баальбек. Чудо трех камней Грандиозный храмовый ансамбль, построенный в этом городе, древние относили к чудесам света, до того он поражал современников. Теперь здесь остались величественные руины, занесенные в охранный Список всемирного наследия. Речь идет о Баальбеке — находившемся на востоке современного Ливана городе, который упоминается в санскритских летописях 34-вековой давности. Однако он по меньшей мере на четыре столетия старше, что доказывают найденные археологами египетские надписи.

    Своеобразный архитектурный ансамбль включал храмы, сооруженные в римскую эпоху, в том числе Большой (в честь Юпитера). Он был гигантских размеров: 53х94 м в основании и 40-метровой высоты. Сложенный из огромных каменных блоков, имел 15-метровую дверь, 12-колонный портик и два двора. От этого великолепия осталось немногое, наибольший урон нанесло землетрясение 1759 года. Из колонн сохранилось только шесть, по семь метров в обхвате. Они выше шестиэтажного дома. Как тут не привести слова одного французского писателя, который восхищался колоннами: “Если бы их не было, то было бы меньше красоты в мире, меньше поэзии под небом Ливана”. Но главная достопримечательность не они, а “чудо трех камней”.

    Дело в том, что еще в доримскую эпоху по старой финикийской традиции здесь была установлена высокая искусственная платформа для храма Баала — бога Солнца. Вернее, были сложены воедино циклопические каменные глыбы. Самые крупные — три мегалитических блока (примерно 21х5х4,2 м) — так называемый Трилитон. Именно эта часть постройки потрясает невероятным весом: каждый блок тянет на 800 тонн! Причем соединены они друг с другом без известкового раствора настолько плотно, что между ними практически невозможно просунуть иголку. Кроме этих трех блоков, есть еще один — Южный, оставшийся лежать в полукилометре от храма, в каменоломнях. Его вес и того больше — 1000 тонн. Как, с помощью каких приспособлений можно было дотащить этот “стройматериал” по неровной дороге до возводимого объекта и потом поднять на почти семиметровую высоту?

    В том, что эта платформа появилась задолго до императора Августа, сделавшего Баальбек римской колонией, кажется, никто не сомневается. Ведь ни он, ни другие императоры никогда не заявляли, что смогли свершить такое великое инженерное чудо. Тем не менее остальные римские храмы кажутся карликами по сравнению с баальбекским. Вообще нет никаких свидетельств, доказывающих, что в то время кто-либо владел технологией, позволяющей транспортировать столь огромные камни.

    Версия о том, что финикийцы как-то могли лишать неподъемные блоки физического веса, кажется фантастической. Современные передвижные краны дают возможность поднимать даже 1000 — 2000-тонные монолиты, но, как правило, не способны с ними двигаться. Как же делали это более трех тысячелетий назад?

    На сей счет есть немало легенд. Скажем, в библейскую эпоху верили, что платформу соорудил в припадке безумия Каин — сын Адама. Мол, здесь, у основания Антиливанского хребта, он нашел себе убежище, когда был проклят. В VII веке Баальбек оказался во владении арабов, и местные мусульмане считали: строительные камни водрузили джинны. Любопытна также фантазийная версия, высказанная английским путешественником Дэвидом Уркхартом. Он полагал, что древние зодчие использовали в качестве гужевого транспорта вымерших позднее мастодонтов — похожих на слонов животных-великанов...

    Ну а что показывают конкретные расчеты? Чтоб сдвинуть Южный камень с места, понадобились бы усилия около 40 тысяч человек. Такую армию даже уместить на дороге от каменоломен до стройплощадки было бы проблематично, если бы она везла такой груз на специальных катках. К тому же под его тяжестью катки разрушились бы, утверждают современные исследователи. Но зачем понадобились плиты такой величины, если можно было использовать гораздо меньшие? Видимо, строители в ту пору были уверены, что их технология обеспечивает надежную конструкцию, то есть вечное существование чудесного храма. Под ним были подвалы (для хранения сокровищ), и их следовало защитить надежными перекрытиями: в регионе часты землетрясения. Ученые пришли к выводу, что строительство самого раннего храма было внезапно прервано. На это указывает Южный камень — он так и остался с одной стороны неотсоединенным от скального основания каменоломни.

    И еще. Греки назвали это место Гелиополисом — городом Солнца. Бог Гелиос разъезжал по небу в колеснице. И, согласно легенде, останавливался здесь на отдых. А значит, платформа должна была выдержать гигантский вес. А до этого в сознании местных жителей владычествовало другое божество — арамейский Хадад, насылавший молнии и громы, спасавший или уничтожавший урожай. Проходили века и тысячелетия, менялись боги, которым молились в здешних храмах, а мегалиты, выложенные в основании, оставались. И продолжали поражать людей. До сих пор хранят они свою тайну.


    Константин Столярчук
    Вечерний Минск 10 Декабря 2004

    Другие статьи из рубрики История







    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru