Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    О Корее    Статьи    Новости   

    Путешествие в Пэкче

    Мост Сохэ-тэгё Нет, уважаемый читатель, машина времени ещё не изобретена, и путешествие в древнее государство Пэкче (IV-VII вв. н. э.) мы можем совершить лишь умозрительно, познакомившись с сохранившимися памятниками того времени.

    С исторической точки зрения, Пэкче было первым государством, располагавшимся в юго-западной части Кореи. Оно просуществовало до 660 нашей эры. В последнее время в Корее много говорят о пэкческом происхождении японского императора Хирохито. Кроме этого, недавно корейские археологи заявили ещё и о находке на территории Южной Кореи могильных курганов Пэкче V века в форме "замочной скважины" (сочетание круга и треугольника). Данные курганы в научных кругах широко известны как японские. Один из крупнейших таких курганов находится в Осака. Если с пэкческим происхождением своего императора японский императорский двор согласился, то по поводу могильных курганов японцам и корейцам ещё предстоит поспорить.

    Герои телесериала "Содонъё"

    К юго-западному региону Кореи – исторической родине Пэкче – обращаются не только историки, но и политики. Ещё при Пак Чон Хи (1963-1979) велись разговоры о переносе столицы в город Кончжу из соображений безопасности.

    Большинство президентов Южной Кореи были родом из юго-восточных провинций, что обусловило их интерес, в первую очередь, к юго-востоку Кореи. Однако неравномерное развитие регионов привело к различного рода проблемам внутри страны, и уже при Ким Ён Саме (1992-1997) произошли реальные изменения в региональной политике. Стали разрабатываться планы по активному развитию юго-запада.

    При следующем президенте Кореи Ким Тэ Чжуне (1998-2002), который был родом из юго-западной части Кореи, развитие данных районов было продолжено. Нынешний президент Но Му Хён продолжает дело своих предшественников. Недавно корейское правительство утвердило план развития инфраструктуры юго-западных провинций Чхунчхон и Чолла. В частности, к 2008 г. в юго-западном направлении планируется построить дополнительную скоростную железнодорожную линию "Кэй-Ти-Экс". Будда Майтрейя времен Пэкче Этому региону, видимо, будет уделяться особое внимание и в связи с переносом части правительственных учреждений в провинцию Чхунчхон-намдо в район неподалеку от города Кончжу, а также в связи со строительством на реке Кымган по проекту голландского архитектора так называемого "города будущего", то есть нового города с современной инфраструктурой. Кроме того, в провинции Чолла-пукто стартовал экономический проект по переносу туда ряда предприятий. При этом компании получают достаточную финансовую поддержку от властей на расходы, связанные с переездом и освоением на месте.

    К юго-западу Кореи и, в частности, к культуре Пэкче обращаются не только политики и историки, но и режиссёры корейских мелодрам. Тематика некоторых сериалов на корейском телевидении, например, "Содонъё" ("Песня Содона", Содон – детское имя одного из правителей Пэкче – вана Му), связана с пэкческими историческими сюжетами.

    Можно отметить и недавнее событие в спортивной жизни страны: в ноябре 2005 г. в провинции Чхунчхон-намдо был проведён любительский марафон, так и называвшийся – "Марафон Пэкче".

    И это ещё не всё... Известно, что одним из любимых писателей нынешнего президента Кореи Но Му Хёна является известный мыслитель XVIII в. Чон Ягъён, который провёл большую часть своей жизни именно на юго-западе Кореи, правда, в ссылке. Опять-таки обращение если и не к Пэкче, то к юго-западу Кореи.

    Что значит Пэкче для корейцев сейчас? Можно попытаться понять культуру и историю Пэкче, съездив в эти края и соприкоснувшись с памятниками культуры Пэкче – одной из самых интересных древних культур, существовавших на Корейском полуострове.


    Сосан маэ самчонбульсан

    Итак, в путь...


    Для современного путешественника, едущего из Сеула на землю Пэкче, путь пролегает через мост Сохэ-тэгё и город Сосан, который находится в Чхунчхон-намдо недалеко от границы с провинцией Кёнгидо. Для путешественника-пэкчесца времён Пэкче-Саби (538-660 гг.), путь из столицы Саби (современное название – город Пуё) в Китай также пролегал через местность, где в настоящее время находится Сосан. Именно на этом пути в здешних горах Каясан был высечен рельеф, изображающий Будду с двумя спутниками (Сосан маэ самчонбульсан).

    Этот рельеф славится улыбкой Будды, которая меняется в зависимости от освещения, от угла падения солнечного света. Корейцы называют эту улыбку "пэкческой". В настоящее время над камнем надстроена деревянная беседка, и экскурсовод с лампой любезно имитирует солнце, чтобы туристы удостоверились, что улыбка действительно меняется. Пэкчесцы считали, что самая красивая улыбка у Будды бывает, когда солнце садится на западе. Возможно, это связано с тем, что на западе, за морем, находилась китайская империя Суй (581-618 гг.), которую Пэкче признавало своим сюзереном.

    Следующей остановкой на нашем пути станет буддийский монастырь Судокса в горах Йесан. Монастырь является одним из крупнейших на территории Южной Кореи и самых влиятельных в ее буддийских кругах. При этом монастыре находится музей, где собрано более 600 экспонатов, связанных с историей распространения буддизма в Пэкче, где буддизм стал государственной религией с 384 г.

    Бронзовая курильница благовоний

    Монастырь Судокса включает в себя несколько классических буддийских построек и расположен так, что с севера, юго-востока и запада он окружен словно ширмой горами. Чтобы дойти до главного павильона, необходимо подняться по ступеням и пройти через трое ворот: первые состоят всего из двух колонн и предназначены для того, чтобы сосредоточиться на цели посещения храма, вторые – для того, чтобы человек оставил свои недобрые помыслы, и третьи - для того, чтобы человек ещё раз подумал о священности того места, куда он направляется.

    Предположительно, главный павильон был построен во времена Корё. Он отличается некоей основательностью и приземлённостью – особенности, характерные для архитектуры Корё. Рядом с главным павильоном находятся две сравнительно недавно построенные пагоды и колокол. Колокол отлили в 1973 г. таким же способом, что и колокол "Емилле" (популярное название "Священного колокола великого вана Сондока", самого большого буддийского колокола в Корее, отлитого в 771 году в государстве Объединенное Силла; находится в Кёнчжу).

    За основным комплексом, открытым для всех посетителей, дорога ведёт дальше в горы, где находится ещё несколько монастырских построек.

    Монастырь Судокса

    Другой буддийский монастырь Мирыкса (точнее, его руины) находится значительно южнее, недалеко от города Иксана. Он отличается от предыдущего монастыря и от большинства монастырей Кореи тем, что расположен в равнинной части. Монастырь, предположительно, датируется VII веком, временем правления вана Му (600-641 гг.), который планировал перенести столицу Пэкче в данный район. Дело в том, что ван Му бежал от придворной знати, которая не давала ему в полной мере проводить свою политику. Также монастырь Мирыкса был задуман как символ буддизма государства Пэкче, отличного от буддизма Силла, и строительство монастыря велось в противовес силласкому монастырю Хваннёнса.

    Недалеко от монастыря Мирыкса находится музей города Пуё, где собраны реликвии Пэкче периода Саби (538-660 гг.). Музей небольшой, там, в основном, представлены керамика, изделия из бронзы, предметы буддийского искусства. Там же можно увидеть небольшую коллекцию ювелирных украшений. Большинство экспонатов – копии с существующих оригиналов. Интерес представляет знаменитая позолоченная бронзовая курильница VII в. Путешествуя по городу Пуё и окрестностям, нередко можно видеть изображения этой курильницы, украшающие улицы города, пристани рек и т.д. Курильница представляет собой редкое сочетание буддийских и даосских традиций. Полуразрушенная пагода монастыря Мирыкса; сейчас полностью разобрана и находится на реставрации Русскому туристу курительница напомнит яйцо Фаберже на ножке, помещенное на подставку. В данном случае, ножка символизирует дракона, который поддерживает всю конструкцию. Он держит полураскрывшийся лотос, поддерживающий гору, на которой возвышаются даосские старцы, а на самом верху – феникс, символ даосизма. В настоящее время оригинал представлен в недавно открывшемся Государственном центральном музее, расположенном в сеульском муниципальном округе Ёнсан-гу.

    Следующей остановкой на нашем пути станет буддийский монастырь Чоннимса (точнее, опять-таки, то, что от него осталось), который находится практически в центре Пуё. Предположительно, он был построен в 660 году, т. е. на закате существования государства Пэкче. Планировка монастыря – главный павильон и пагода перед ним – является типичной для архитектуры Пэкче. Вообще, со времён Пэкче сохранились всего две пагоды – одна из них на месте монастыря Мирыкса, а вторая – там, где стоял монастырь Чоннимса. Пагоды во многом похожи по строению, но последняя намного ниже – 8,3 м.

    Пагода древнего монастыря Чоннимса

    В главном павильоне находится каменная статуя Будды периода Корё. У тех, кто побывает на горе Каясан и ознакомится с изображением Будды времен Пэкче, будет возможность сравнить его с Буддой времен Корё. Разница действительно есть. Местные историки шутят, что если вы увидите Будду с лицом, как у типичного корейского дядюшки (ачжосси), то не сомневайтесь – это Будда периода Корё.

    Государства на Корейском полуострове обычно формировались в бассейне какой-либо реки. Так, государство Когурё формировалось в районе реки Тэдонган, Кая – в районе реки Нактонган, Корё – у реки Йесонган (сейчас в Северной Корее, впадает в Желтое море неподалеку от города Кэсона, бывшего столицей Корё), Чосон – в районе реки Ханган.

    Главной же рекой государства Пэкче периода Саби (538-660 гг.) была река Кымган, а именно: отрезок в 16 км в нижнем её течении, между волостями Кюам-мён и Седо-мён, который называется Пэнмаган, что в переводе означает "Река белой лошади". На берегах расположены пристани, где сейчас организуются прогулки на катерах продолжительностью около часа. Будда эпохи Корё в монастыре Чоннимса По берегам реки находятся основные достопримечательности Пэкче, например, местечко Чхончжондэ, где в старину король решал, кто будет его советником; скала Чорёндэ, где, согласно легенде, при помощи белого коня был пойман дракон. Недалеко расположена гора Пусосан, которая являлась одной из трёх священных гор, "охранявших" Пэкче. По преданию, гора Пусосан находилась в районе современного города Чхончжу, но однажды в период дождей не устояла на месте и приплыла в Пуё. На этой горе находится скала Накхваам, что переводится как "Скала опавших цветов". Говорят, будто в 660 г., когда гибель Пэкче стала неизбежной и войска Силла и Тан подошли вплотную к городу Саби, 3000 дворцовых девушек, боясь, что над ними могут надругаться, бросились со скалы в речные воды. В память о них скалу и назвали Накхваам. Ранее, согласно историческому сочинению "Забытые деяния Трёх государств" ("Самгук юса", 1281 г.), скала называлась Тхасаам, что в переводе означает "Скала, с которой упал и погиб человек". В 1929 г. на вершине скалы в память о погибших девушках был сооружен мемориальный павильон. Неподалеку от скалы Накхваам находится буддийский монастырь Коранса, построенный во времена Корё также в память о тех девушках. Около монастыря есть источник с "живой водой".

    Местная легенда гласит, что если попить из него воды, помолодеешь на три года.

    Павильон в память о героических женщина Пэкче на скале Накхваам

    И, наконец, последней остановкой в нашем путешествии станет музей города Кончжу. В бытность столицей Пэкче с 475 по 538 годы Кончжу назывался Унчжином. История именно этого периода лучше всего представлена в Национальном музее Кончжу. Музей состоит из двух основных комплексов. В одном из них есть экспонаты, найденные в результате раскопок гробницы вана Мурёна (501-523 гг.), а в другом – история Пэкче.

    Первый зал, где представлено убранство гробницы Мурёна и его супруги, производит впечатление. Экспонаты разнообразные и интересные, порой даже неожиданные, начиная с гробов и охраняющих их сказочных животных, кончая ювелирными украшениями короля и королевы – достаточно тонкой работы.

    Краткое знакомство с историей и культурой Пэкче позволяет лучше понять значение данного государства в прошлом. Государство, чья столица находилась одно время на месте нынешнего Сеула, оказалось оттеснено на юго-запад, но, тем не менее, не переставало сохранять свое политическое влияние. Для современных корейцев государство Пэкче и юго-запад в целом являются символами не только политической оппозиции, но и развитой интеллектуальной и культурной жизни. Обращение к данному символу связано с укреплением корейской государственности, стремлением к стабилизации внутренней жизни страны, поиском образа Кореи, который бы не только отвечал внутриполитическим настроениям, но и позволил бы стране реализовать свои внешнеполитические амбиции.


    Историческая справка


    Предположительный период формирования самостоятельного государственного образования Пэкче – начало IV века нашей эры. Современная корейская историография, опираясь на китайские исторические записи, говорит о 345 г. Широко известные "Исторические записи Трёх государств" ("Самгук саги", 1145 г.) придворного историка государства Корё Ким Бусика говорят о 18 г. н.э., но, предполагается, что историк говорил о начальном этапе формирования государства. (На самом деле о точных датах в данном случае говорить совершенно не приходится, потому что для начала надо четко определиться, что мы вообще называем "государством" и как мы его отличаем от некоей территории, контролируемой союзом племен, племенем или какой-нибудь родовой общиной. Определиться же вряд ли получится, потому что по данному вопросу сколько людей, столько и мнений. – Прим. ред.)

    Согласно тексту Ким Бусика, основателем Пэкче был ван Ончжо, сын Чумона. Надо, правда, отметить, что на самом деле и тот, и другой – мифологические персонажи. Чумон, ван Пуё (протогосударства в Маньчжурии, предположительно оформившегося во II веке до н.э.), впоследствии основал Когурё. Когда у Чумона родился третий сын, он был объявлен наследником. После этого Ончжо и его старший брат Пирю, опасавшиеся неприязни со стороны наследника, вместе со своими подданными отправились на юг. После некоторых приключений и разногласий переселенцы обосновались в районе нынешнего Сеула. Так и образовалось Пэкче. Впрочем, Ким Бусик сразу же вслед за этой историей приводит две другие (столь же мифологические) версии событий, сильно отличающиеся от первой.

    В современной корейской историографии принято делить историю Пэкче (IV - VI вв.) на три периода: Пэкче-Хансон (современное название – Сеул) (345-475 гг.), Пэкче-Унчжин (475-538 гг.), и Пэкче-Саби (538-660 гг.) – по названиям столиц. Перенос столиц был связан с войнами, которые Пэкче довольно активно вело с Когурё и позднее – с Силла. В связи с войнами менялись и границы государства. Во времена своего расцвета Пэкче занимало территорию современных провинций Кёнгидо, Чхунчхон-намдо и обеих провинций Чолла. Но основной территорией Пэкче можно считать нынешнюю провинцию Чхунчхон-намдо.

    С географической точки зрения Пэкче занимало довольно выгодное положение, позволявшее ей иметь тесные контакты с Китаем (именно Пэкче раньше всех восприняло конфуцианство и другие достижения китайской культуры), а впоследствии и с Японией (последний пэкческий ван Ыйчжа родился и рос какое-то время в Японии).


    Н. С. Сиротко-Сибирская
    Сеульский вестник № 103, апрель-май 2006






    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru