Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    О Японии    Статьи    Новости   

    Из истории японской культуры. Архитектура: минка

    Особенности японского климата привели к тому, что в древности жители этого архипелага обходились без жилых домов. Ну, в самом деле, не считать же образцами гражданского строительства пещеры и землянки. Архитектура зародилась на Японских островах в виде ритуальных сооружений — религиозных храмов, образцы которых были заимствованы на континенте или повторяли знакомый всем облик зерновых амбаров. Именно культовые сооружения стали прообразом жилья, а не наоборот, как во многих других странах. Поэтому жилые сооружения даже простолюдинов, не имевших ни прав, ни возможностей возводить для себя сколько-нибудь солидные дома, во многом копировали синтоистский храм, если не по красоте и изысканности, то по заложенной в стройку идее.

    Жилой дом простолюдина именовали минка — дословно «народный дом», вероятно, чтобы подчеркнуть его отличие от дворцов, вилл и чайных домиков аристократии. При его строительстве применялись самые дешевые и доступные материалы — древесина, бамбук, картон, бумага, плетеные из соломы маты, глина. Крышу крыли соломой или травой. Лишь весьма обеспеченный застройщик мог себе позволить черепичную крышу. В минка, как и в синтоистском храме, внутреннее пространство делилось на две части, расположенные под единой крышей. Первая часть имела глинобитный пол и называлась соответственно — дома («земляное пространство»). Здесь располагалась кухня с очагом, а также мастерская и складские помещения. Вторая — чистая — часть дома предназначалась для членов семьи. Там же располагались домашние алтари. Пол здесь настилали из досок, причем выше на 20–50 см, чем в первой зоне. Кстати, в храме внутренняя часть тоже располагалась на приподнятой платформе. Это было вызвано не только необходимостями гигиены — борьбой с сыростью в дождливые сезоны, но и статусным показателем. Хозяин (в религиозном сооружении — божество) всегда должен быть чуть выше своих слуг и не слишком почетных гостей.

    Изначально в минка воспроизводилась основная конструкция «столбов и перекладин». То есть крыша дома держалась на столбах и прикрепленных к ним поперечинах, а не на стенах. Несущих стен в минка не было. Поэтому дом отгораживался от непогоды и посторонних взглядов навесными или скользящими по желобам панелями, изготовленными из бамбука и бумаги. Тепла такие стены обеспечить не могли, зато жарким летом панели снимали, позволяя ветру продувать внутреннее пространство дома, создавая иллюзию прохлады. Внутри дом также разгораживался легкими ширмами и перегородками, убирая или устанавливая которые, можно было придавать внутреннему пространству желательные размер и конфигурацию.

    Помимо сугубо климатического фактора на выборе такой конструкции сказывалась и повышенная сейсмичность Японских островов. В случае мощного подземного толчка минка как бы складывался. Легкие перегородки рассыпались, не принося дополнительного вреда обитателям дома. Зато и восстанавливать минка после такого бедствия было не сложно. Уже в средние века японцы освоили принцип стандартизированного домостроения. Еще при постройке дома несущие столбы закреплялись на стандартном расстоянии друг от друга. Плотники заготовляли впрок стенные перекрытия, подвижные панели, половые циновки установленного размера, которые точно и без зазоров вставали на свои места.

    Значит ли это, что все дома выглядели одинаково? Отнюдь. Состоятельные люди могли позволить себе расширить дом, при этом соблюдая все те же конструкционные стандарты. И если беднякам достаточно было 5–6 татами в жилой зоне, то, скажем, купцы, считавшиеся наименее уважаемым сословием из простолюдинов, мог позволить себе жилье в 15–20 татами, а то и больше. (Татами — это не только плетеные маты, которыми выстилают полы в доме, но и единица исчисления площади жилья. 1 татами — это прямоугольник со сторонами 1,9 м на 0,95 м, то есть ровно столько, сколько нужно человеку для лежания.)

    Конечно же, была разница в обустройстве и внешнем виде домов для крестьянина (нока), горожанина (матия), рыбака (гёка). Свои характерные особенности накладывала и география. В горных ущельях Японских Альп, где выпадает много осадков, где обычные пологие крыши зимой не могут выдержать многотонного слоя снега, дома строят островерхими (этот стиль называется гассё-дзукури). А вот на Окинаве стены домов выкладывают из камня, покрывая крышу черепицей. При этом поверх черепицы накладывают камни, удерживающие глиняные пластины от порывов ветра. Ведь мощные тайфуны, проносящиеся над Южной Японией в начале осени, просто сдувают любые легкие постройки типа минка.

    О сходстве основных подходов в строительстве храмов и жилья говорит и еще один факт. Явиться пред божеством молящийся может, только очистив себя от скверны — ополоснув руки и рот проточной водой. В жилую часть минка можно было войти, тоже лишь очистившись от грязи — сняв обувь. Ступить на приподнятую часть пола, укрытую татами, в обуви означало нанести хозяину дома жестокое оскорбление. (Любопытно, что в послевоенные годы японские рабочие иногда применяли такую форму протеста против угнетателей — они врывались в дом хозяина и пробегали по комнатам в башмаках!) Поэтому важной составной частью минка является прихожая гэнкан, где хозяева и посетители снимают обувь, меняя ее на тапочки, или следуют внутрь босиком.

    Мебель в японских домах практически отсутствует. Хозяева и гости рассаживаются не на диваны и стулья, а на подушки, брошенные на пол. Для еды в комнату заносят стол на коротких ножках. Кроватей тоже нет, спят на матрасах, убираемых днем в стенные шкафы. Даже в нынешних условиях в современной квартире японская семья старается сохранить традиционный быт, устраивая в одном из помещений васицу — «японскую комнату», без мебели, с деревянным потолком и с полами, крытыми татами. Как правило, скользящие двери из матового стекла ведут из васицу на балкон: имитация общности с природой, характерной для старых минка.

    Батарей отопления в минка нет. Промозглыми зимними вечерами семья собиралась в одной из комнат и рассаживалась на пол вокруг котацу — жаровни с тлеющими углями. Над жаровней ставили небольшой столик, который сверху накрывали стеганым одеялом. Достаточно было сунуть ноги под одеяло, и холод отступал. Правда, в таком нехитром приспособлении таилась и угроза. Оставленная без присмотра жаровня могла опрокинуться, например, во время одного из подземных толчков, угли рассыпались по соломенному полу, и тогда даже чудо не могло спасти дом, а то и целый квартал от пожара. Но, как уже говорилось выше, восстановить дом в прежнем виде можно было за несколько дней. Принципы стандартизации строительных материалов все упрощали, были бы лишь деньги.

    Примечательно, что даже в современных домах из кирпича и бетона японцы предпочитают обходиться без центрального отопления. Их греют все те же жаровни, только теперь работающие на электричестве. Это свойственно даже домам, возведенным в сравнительно холодной зоне — на севере Японии, в районе Тохоку и на Хоккайдо, где зимы бывают достаточно суровыми. Центральное отопление и поныне в частных домах не применяется из-за своей дороговизны. Жители этих мест по-прежнему греются с помощью электрических котацу, а если расходы на электроэнергию становятся обременительными для семейного бюджета, обогревают ими лишь гардеробные комнаты, где приходится раздеваться.

    Совмещенных санузлов в Японии никогда не строили. Во всяком случае, для минка это не характерно. И туалет и ванная комната могут быть миниатюрными, но — отдельными. Для туалета и ванной — свои тапочки, в которых нельзя ходить по татами, поскольку они считаются «грязными». Входишь в туалет — сними одни тапки и надень другие, выходишь — опять замена.

    Ванной для японца служит бочка или бочкообразная емкость, в которую наливают горячую воду из газового, керосинового или электрического нагревателя. Помыть тело надо до купания, затем окатить себя водой и лишь чистым окунуться в бочку, чтобы попариться в удовольствие. Поэтому в минка довольно часто купание всех членов семьи происходит в одной и той же воде, которую не загрязняют хлопья мыла. Первым в едва ли не кипящую воду залезает глава семьи, после него — сыновья, потом дочери. Мать завершает процесс помывки уже в еле теплой воде. А потом она может в той же воде устроить и постирушку.

    Размеры жилья во многом ограничены скромностью доступных для строительства земельных участков. Поэтому если минка в провинции строят приземистыми, то площадь городских домов (матия) приходится наращивать за счет этажности. Одна-две комнаты и кухня внизу, две-три комнатушки на втором этаже. Оттуда — лестница на крышу, где сушат белье. Каждая домохозяйка мечтает устроить при доме садик, площадью хотя бы в 1 кв.м. Если такого места нет или его занимает припаркованная машина, то садик «переселяется» на крышу.

    Со временем жилые дома в Японии приобрели большую прочность. Антисейсмические методы строительства, освоенные за последнее столетие, позволили приблизиться к европейским стандартам. Но даже состоятельные японцы зачастую отдают выбор старой конструкции дома с комнатами, становящимися по желанию единым пространством с садом. Это позволяет человеку чувствовать себя частицей природы, которую в этой стране обожествляют.


    Л. А.
    Япония сегодня 2008, март

    Другие статьи из рубрики История







    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru