Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    О Венгрии    Статьи    Новости   

    Какой дворец называют «венгерским Версалем»? Фертёд

    Внутренний дворик перед главным корпусом Дворца (Фото: Светлана Стасюк, личный архив) В XVI веке мало кому известный братиславский дворянин, или, если точнее, пожоньский, именно такое имя носил город, исполнявший в то время обязанности венгерской столицы… В общем, чтобы никого не путать – дело так было. Решил Ференц Захарзи сменить фамилию. А в слове и деле своём был он человек твердый. Решил и – поменял благополучно.

    И что? Мало ли кто, когда и по какой причине фамилию меняет?.. Навряд ли этот факт из биографии Ференца остался бы в анналах европейской истории, если бы не его славные потомки, немало сделавшие для того, чтобы спустя многие столетия новая фамилия пожоньского дворянина оставалась на слуху.

    Кто-то из нас любит сладкое, кто-то – не очень, но торт к празднику покупают почти все. Ну, а кто не покупает, тот его, как правило, сам печёт. А чтобы перед гостями не опростоволоситься, перед тем, как из кухонного шкафчика достать муку, а из холодильника – молоко, сметану или сливки, не грех предварительно и в какую толстую книжку с рецептами заглянуть. Кто это делал, да ещё если и не один раз, тот должен помнить, что есть такой… Ну, оч-чень вкусный тортик с оригинальным именем – Эстерхази.

    Профессиональные кондитеры поговаривают, что автором этого рецепта был не кто иной, как князь Пал Антал Эстерхази. Австрийский военный деятель, фельдмаршал, основавший в Кишмартоне (нынешнем Айзенштадте) музыкальную школу.

    Но сегодня – не о нём. О его младшем брате – Миклоше Иосифе, который ещё при жизни получил прозвище «Великолепный». И не просто так получил. Дыма ж без огня, как правило, не бывает!

    Ну, согласитесь, как ещё можно назвать человека, характер которого полностью соответствовал его неофициальному девизу: «Всё, что Кайзер делает хорошо, я должен сделать ещё лучше!». И делал. Благо, средства позволяли. Князь был не «одним из самых», а самым богатым из всех венгерских дворян того времени. Так что мог себе позволить… Не только то, что могли себе позволить исключительно европейские монархи, но и более того. То, о чем они даже и не мечтали.

    Вот, казалось бы, чего ему не хватало? Был ведь в родовом имении Эстерхаза, возведенный в 1720 г. ещё папенькой – Йожефом Эстерхази – охотничий замок: 20 комнат, 2 парадных зала, за три месяца построенные ни кем бы там… Известным венским архитектором Антоном Эрхардом Мартинелли.

    Ну, чего ещё?! От добра добра, как известно… Нет. У Миклоша должно быть не просто хорошее. Или лучшее там. Самое лучшее должно! Чтобы во всей Венгрии, как минимум, такого – больше ни у кого.

    И ведь сделал! Причем, в рекордно короткие сроки. Всего три года – с 1763 по 1766 год – продолжалось строительство, в результате которого удалось создать архитектурную жемчужину, и сегодня считающуюся самым большим и самым красивым дворцом Венгрии в стиле барокко. Дворец Эстерхази. Или, как его стали именовать почти сразу после завершения строительства и продолжают называть до сих пор – «венгерский Версаль».

    Фонтан со скульптурами дельфина и херувимов... (Фото: Светлана Стасюк, личный архив)

    Охотничий замок был серьёзным образом перестроен и расширен за счёт боковых зданий, подковой охвативших внутренний дворик, центр которого украсил огромный фонтан со скульптурами дельфина и херувимов. На главном входе посетителей дворца поражали созданные в 1764-66 гг., скорее всего, Мелькиором Хефеле, кованые ворота, по праву относящиеся к шедеврам кузнечного искусства. На разделяющих отдельные части ворот колоннах в качестве почетного караула встали резные каменные вазы в стиле рококо.

    Над главным входом во дворец расположился поддерживаемый парными колоннами балкон, на который можно попасть по двухмаршевой пандусной лестнице, богато украшенной фонарями, статуями и оригинальными коваными перилами.

    В самом же здании было оборудовано 126(!) комнат. И каких! Одна лучше и богаче другой.

    На первом этаже расположились помещения для отдыха, летняя столовая и, пожалуй, самое красивое помещение дворца – зал для приёмов. Оформленный в итальянском стиле, он напоминает грот, пол которого выложен белыми мраморными плитами. В тон ему – стены, частью для контраста подкрашенные мягкой, успокаивающей глаз зеленью. На сводчатом потолке изображены мифологические сюжеты и танцующие ангелы, в руках которых цветочные гирлянды в форме фамильного вензеля семьи Эстерхази – латинской буквы «Е».

    Здесь же, на первом этаже, можно полюбоваться установленными в банкетном зале скульптурами Иоганна Росслера.

    Один из маршей пандусной лестницы (Фото: Светлана Стасюк, личный архив)

    Сохранились в замке и прекрасные фрески Йозефа Милдорфера, одного из тех многих венских живописцев-академиков, которые по приглашению Миклоша Эстерхази работали во дворце, оформляя его интерьер. На потолке парадного зала, например, изображен Аполлон на колеснице, на которую откуда ни посмотри – ощущение всё равно такое, будто выезжая прямо из неба, колесница мчится прямо на тебя, грозя буквально через считанные секунды повергнуть ниц и в плоский блин раскатать по полу неосторожного посетителя…

    Но впечатление обманчиво. Четыре скульптуры, изображающие времена года, как стояли два с лишним века тому назад по углам зала, так и сегодня – в целости и сохранности. Не смяла и не растоптала их колесница грозного греческого бога.

    Кованые ворота, по праву относящиеся к шедеврам кузнечного искусства (Фото: Светлана Стасюк, личный архив)

    И это – только несколько комнат из тех 126, что были богато декорированы в стиле рококо и обставлены великолепной мебелью, гобеленами, часами, венецианскими зеркалами и картинами из обширной коллекции князя.

    Правда, золотой век «венгерского Версаля» длился недолго. В 1790 г. Миклош Эстерхази скончался. Его потомки переехали в основное семейное поместье – Кишмартон (Айзенштадт), перевезя туда большую часть картин, мебели, предметов роскоши. А дворец в Эстерхаза был практически брошен на произвол судьбы. Его помещения использовали в качестве складов, конюшен. В здании самого дворца во время Второй мировой войны располагался госпиталь. И, как печальный, но вполне прогнозируемый результат – почти полная утрата интерьеров, бывших когда-то гордостью не только Миклоша «Великолепного».

    Французский сад позади Дворца (Фото: Светлана Стасюк, личный архив)

    Но… Не всё так плохо, как кажется. В 1958 г., после тщательной реставрации, восстановивший свой величественный облик дворец Эстерхази снова открыл свои кованые ворота перед посетителями. В 2004 г. имение «пережило» ещё один грандиозный ремонт, в ходе которого реставраторы перекрыли всю крышу основного здания и пристроек, восстановили систему отопления, заменили окна. Так что сегодня «венгерский Версаль», пожалуй, даже лучше и величественнее, чем был при князе Миклоше.

    Только не надо искать на карте Венгрии населенного пункта «Эстерхаза». В 1950 г., после его объединения с селом Шюттёра, у поместья другое имя. Фертёд.

    А Фертёд, он же... Буквально в двух шагах от Шопрона. 25 километров на юго-восток от «самого средневекового» города Венгрии.

    Так что если вдруг кто-то когда-то попадёт в Западно-Задунайский край… Ну, мало ли?! Ни в коем случае нельзя проезжать мимо маленького венгерского села Фертёд, в котором и жителей-то… Всего 3 тысячи. Но поверьте, Фертёд стоит если не мессы, то хотя бы того, чтобы остановиться и посмотреть великолепный «венгерский Версаль». Лучше один раз увидеть…


    Константин Кучер
    Интернет-журнал вопросов и ответов "ШколаЖизни.ру" 04.07.2010

    Другие статьи из рубрик: История, Достопримечательности




    Последние новости по теме: Достопримечательности
    2018-06-21. Лихтенштейнский дворец откроет двери для всех желающих
    5 июля с 10 до 16 часов вы сможете побывать в Лихтенштейнском дворце. Воспользуйтесь этой уникальной возможностью!

    2018-06-19. Испанский дворец Альгамбра можно посетить поздно вечером
    Одну из главных достопримечательностей Испании - дворец Альгамбра в Гранаде - в летнем сезоне можно посетить поздно вечером. С 20:00 до 23:30 все желающие могут оценить красоту этого памятника с эффектной подсветкой. В эти же часы доступен для посещения и комплекс садов Альгамбры.

    2018-06-14. В Калининграде появилась новая достопримечательность
    Светомузыкальный фонтан, открытый в Калининграде к началу Чемпионата мира по футболу, стал новой городской достопримечательностью. Он находится в центре нового сквера у старинного здания Кенигсбергской биржи.






    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru